Эффенди Капиев без «зеленки»

В постперестроечный период Махачкале активно не везло с мэрами, так получилось. Практически все наши градоначальники рассматривали город как личный бизнес, некий персональный банкомат, который пополняется автоматически и в котором никогда не кончаются наличные.

При этом каждый из них методично и целенаправленно убивал Махачкалу, уплотняя дворы, вырубая парки и скверы, превращая уютный приморский городок в аморфное селение — хаотично застроенное, неудобное для проживания, не имеющее лица и души. И при каждом новом мэре горожанам казалось, что хуже уже быть не может, что наступил предел. Но приходил новый, и оказывалось, что предела никакого нет.

После назначения Рамазана Абдулатипова главой Дагестана ситуация в Махачкале стала еще хуже, что объясняется достаточно просто. Если для того же Амирова город был долгосрочным проектом, просчитанным на годы вперед (как об этом писали многие издания, в идеале столичный бизнес должен был остаться семейным), у новых назначенцев подобной перспективы не было и быть не могло. Никто из вновь назначаемых мэров не знал, насколько долго продлится его карьера. Нынешний мэр Махачкалы Муса Мусаев в этом плане тоже не исключение. Сколько месяцев, дней или часов ему разрешат еще сидеть в кресле, зависит не от него.  Он — типичный временщик, понимающий, что подобный шанс таким, как он, дается всего один раз. А раз так, то (перефразируя классика) использовать его надо так, чтобы не было мучительно больно впоследствии.

Именно поэтому сегодня в Махачкале царит такой беспредел с выделением земли и «уплотнительным строительством». Именно поэтому в поисках свободных площадей под застройку тотально вырубаются деревья и уничтожаются скверы. Поэтому под раздачу попадают площадки, на которые еще пару лет назад рука бы не поднялась. К примеру, сегодня инициативная группа горожан судится с мэрией, решившей построить очередной бизнес-объект на месте памятника Эффенди Капиеву у «Детского мира». При этом отсутствие каких-либо тормозов у нынешней администрации города вполне объяснимо. Часики тикают все громче, а свободных участков все меньше.

Поставьте себя на пару минут на место нынешнего мэра, и вам реально плохо станет, банальной валерьянкой тут нервы не успокоить никак: «Капиев какой-то непонятный (кто его вообще помнит-то, тухума практически не осталось) без всяких правоустанавливающих документов приватизировал место очень нужного Махачкале торгового объекта в самом сердце города на проспекте Гамзатова. Ивы возле Ак-Геля плачут в неположенном месте, исторически отведенном под шикарный ресторан. А этот мутный Эльтавский лес вообще беспредельничает — вырос внезапно на месте городского квартала, на одну раскорчевку сколько денег потратить придется».

Часики тикают, земля кончается, не дай бог после снятия с должности еще пять-шесть участков незастроенных в городе отыщется, как пережить-то такую промашку?! Тем более что, говорят, может выйти постановление правительства РФ, согласно которому скоро мэрам города вообще на откуп отдаваться будут — что хочешь сноси, что хочешь строй. В Москве уже даже экспериментальный проект запустили, для обкатки. Люди, понятно, протестуют, но кого это волнует? Времена в стране наступают золотые, а тут всякие Капиевы без «зеленки» под ногами путаются…

В свете вышесказанного многие «прорывные проекты» мэрии, которые становятся достоянием общественности, с точки зрения логики и здравого смысла объяснить невозможно. Очередной пример этого мы увидели на прошлой неделе, когда Мусаев неожиданно заявил о своем намерении перенести Южную автостанцию за пределы города. Пресс-служба мэрии привела его откровения на эту тему: «Нам необходимо подготовить участок под автостанцию. Он, как и полагается, расположен удобно, к нему будут подведены коммуникации и созданы современные комфортные условия и соответствующая инфраструктура. После чего будем решать вопрос относительно переноса автостанции». Необходимость переноса автостанции Мусаев объясняет транспортным коллапсом в этом районе, обещая при этом «лично изучить все варианты и условия, в частности, пассажиропоток, количество автотранспорта и логистику автовокзала».

Вас ничто не смущает в данном сообщении пресс-службы? Пассажиропоток и прочие «мелкие детали» мэр планирует «лично изучить» уже после того, как решение о переносе принято и даже выбрано место. В очередной раз телегу поставили впереди, и теперь пытаются пристроить к ней лошадь.

Но и это не главное в этой абсурдной истории. Дело в том, что никакого транспортного коллапса в окрестностях Южной автостанции не было и нет, там вообще не бывает заторов. На всякий случай обзвонил всех знакомых, работающих в том районе и вынужденных ежедневно проезжать мимо нее. Ни один из них не смог вспомнить, когда в последний раз ему приходилось стоять в пробке на подъезде к Южной. «Нет, иногда случается, — рассказывает товарищ, — что притормозишь, пропуская маршрутку или автобус, выезжающие на трассу. Но это полминуты максимум. Некоторое время назад заторы на этой трассе действительно были. Но не здесь, а в ста метрах от кольца в районе Школы механизации. Там поставили киоск, торговали шаурмой и курами-гриль, столики с навесами поставили. Место оказалось очень популярным, машины там в несколько рядов стояли, и поэтому метров 200–300 от кольца приходилось буквально ползти. Но потом эту точку закрыли, думаю, по инициативе работников ГИБДД, и с тех пор от кольца и до Южного поста пробки вызваны другими причинами. Слушай, может, ты перепутал, и речь о Северной автостанции идет? Вот там действительно полная вакханалия, постоянный коллапс».

В социальных сетях новая инициатива мэра вызвала активную реакцию. Люди пытаются понять логику этого решения. Рабочих версий всего две: земля под автостанцией кому-то приглянулась и появилась возможность ее выгодно продать; продолжается передел собственности. Вот несколько цитат из комментариев под постами на Фейсбуке о переносе Южной автостанции. «Там хотят строить многоэтажки или очередные магазины»; «Место для очередного дома нашли. Скоро ходить негде будет»; «Лучше Северную переносите, больше пробок из-за нее»; «Перенесите мэрию и Белый дом с площади! Пробок меньше станет»; «Смысл в ненасытности и отсутствии времени, ведь АРГ скоро покинет пост»; «Списание денег очередное»; «Просто передел»; «Директор автостанции Магомед с Пархоменко. Вот и ответ»; «Сразу в Дербент перенесите уже))»; «А почему не Северную?»; «По сравнению с Акушинского там нет коллапса»; «А чего, она теперь в центре города оказалась?»; «Будет за городом, за такси придется платить, как за маршрутку до Дербента. Маразм крепчает»; «Умное никогда им в голову не придет».
Скорее всего, право на существование имеют обе высказанные версии — после того как владельцем новой автостанции станет кто-то из «своих», место под старой вполне можно будет выгодно продать. Вообще, передел собственности в Махачкале — это отдельная тема, изобилующая криминальными историями, в которых есть сюжеты на любой вкус — убийства, поджоги, наезды и прочие приметы нашего непростого времени. Но главный передел осуществляется в высоких кабинетах, где ни в кого не стреляют, никому не выкручивают рук и в углу не стоят канистры с бензином.

Здесь просто подписываются бумаги «в интересах» простых горожан, которые задним числом вдруг узнают, что у них, оказывается, есть некие интересы, связанные с тем или иным объектом, приглянувшимся команде, которая сегодня рулит в городе. И в итоге виноватым по-любому окажется Эффенди Капиев, который своевременно не озаботился оформлением «зеленки».

В связи с решением о переносе Южной автостанции у меня к мэрии Махачкалы всего один вопрос. Зачем город потратил десятки миллионов рублей на разработку генерального плана? Вы что, просто «распилили» это бабло с московскими архитекторами, чтобы впоследствии положить этот никому не нужный документ в самый дальний ящик стола? Если нет, почему этот генплан не работает? Почему продолжается уплотнение дворов, которое в генплане не предусмотрено по определению? Почему принимаются неожиданные решения о переносе тех или иных объектов, никак не связанные с положениями генплана? И когда, наконец, сообщения пресс-службы мэрии о новых проектах будут начинаться с одной и той же фразы: «Согласно генплану…»?

Новое дело

ЧИТАЙТЕ В СЕРОМ ЖУРНАЛЕ:

Назначена дата суда по иску оскорбленных Абдулатиповым "воров, негодяев, бандитов и крыс"
«Громкое» дело Саида Амирова
Виктор Лебедев рассказал о схватке с Мусакаевым
Краткая биография Ахмеда Чатаева — предполагаемого организатора теракта в Стамбуле
На самом ли деле Абдулатипов – "танк"? Песнь беспринципности, подкупу, обману и силовому д...
Обостренный диалог
Футбольный агент требует у Анжи 300 000 евро
Перед матчем ФК «Краснодар» и «Анжи» болельщики устроили драку
Кто слово за Абдулатипова скажет нехорошее, как собаку расстреляем!