Эффенди Капиев без «зеленки»

В постперестроечный период Махачкале активно не везло с мэрами, так получилось. Практически все наши градоначальники рассматривали город как личный бизнес, некий персональный банкомат, который пополняется автоматически и в котором никогда не кончаются наличные.

При этом каждый из них методично и целенаправленно убивал Махачкалу, уплотняя дворы, вырубая парки и скверы, превращая уютный приморский городок в аморфное селение — хаотично застроенное, неудобное для проживания, не имеющее лица и души. И при каждом новом мэре горожанам казалось, что хуже уже быть не может, что наступил предел. Но приходил новый, и оказывалось, что предела никакого нет.

После назначения Рамазана Абдулатипова главой Дагестана ситуация в Махачкале стала еще хуже, что объясняется достаточно просто. Если для того же Амирова город был долгосрочным проектом, просчитанным на годы вперед (как об этом писали многие издания, в идеале столичный бизнес должен был остаться семейным), у новых назначенцев подобной перспективы не было и быть не могло. Никто из вновь назначаемых мэров не знал, насколько долго продлится его карьера. Нынешний мэр Махачкалы Муса Мусаев в этом плане тоже не исключение. Сколько месяцев, дней или часов ему разрешат еще сидеть в кресле, зависит не от него.  Он — типичный временщик, понимающий, что подобный шанс таким, как он, дается всего один раз. А раз так, то (перефразируя классика) использовать его надо так, чтобы не было мучительно больно впоследствии.

Именно поэтому сегодня в Махачкале царит такой беспредел с выделением земли и «уплотнительным строительством». Именно поэтому в поисках свободных площадей под застройку тотально вырубаются деревья и уничтожаются скверы. Поэтому под раздачу попадают площадки, на которые еще пару лет назад рука бы не поднялась. К примеру, сегодня инициативная группа горожан судится с мэрией, решившей построить очередной бизнес-объект на месте памятника Эффенди Капиеву у «Детского мира». При этом отсутствие каких-либо тормозов у нынешней администрации города вполне объяснимо. Часики тикают все громче, а свободных участков все меньше.

Поставьте себя на пару минут на место нынешнего мэра, и вам реально плохо станет, банальной валерьянкой тут нервы не успокоить никак: «Капиев какой-то непонятный (кто его вообще помнит-то, тухума практически не осталось) без всяких правоустанавливающих документов приватизировал место очень нужного Махачкале торгового объекта в самом сердце города на проспекте Гамзатова. Ивы возле Ак-Геля плачут в неположенном месте, исторически отведенном под шикарный ресторан. А этот мутный Эльтавский лес вообще беспредельничает — вырос внезапно на месте городского квартала, на одну раскорчевку сколько денег потратить придется».

Часики тикают, земля кончается, не дай бог после снятия с должности еще пять-шесть участков незастроенных в городе отыщется, как пережить-то такую промашку?! Тем более что, говорят, может выйти постановление правительства РФ, согласно которому скоро мэрам города вообще на откуп отдаваться будут — что хочешь сноси, что хочешь строй. В Москве уже даже экспериментальный проект запустили, для обкатки. Люди, понятно, протестуют, но кого это волнует? Времена в стране наступают золотые, а тут всякие Капиевы без «зеленки» под ногами путаются…

В свете вышесказанного многие «прорывные проекты» мэрии, которые становятся достоянием общественности, с точки зрения логики и здравого смысла объяснить невозможно. Очередной пример этого мы увидели на прошлой неделе, когда Мусаев неожиданно заявил о своем намерении перенести Южную автостанцию за пределы города. Пресс-служба мэрии привела его откровения на эту тему: «Нам необходимо подготовить участок под автостанцию. Он, как и полагается, расположен удобно, к нему будут подведены коммуникации и созданы современные комфортные условия и соответствующая инфраструктура. После чего будем решать вопрос относительно переноса автостанции». Необходимость переноса автостанции Мусаев объясняет транспортным коллапсом в этом районе, обещая при этом «лично изучить все варианты и условия, в частности, пассажиропоток, количество автотранспорта и логистику автовокзала».

Вас ничто не смущает в данном сообщении пресс-службы? Пассажиропоток и прочие «мелкие детали» мэр планирует «лично изучить» уже после того, как решение о переносе принято и даже выбрано место. В очередной раз телегу поставили впереди, и теперь пытаются пристроить к ней лошадь.

Но и это не главное в этой абсурдной истории. Дело в том, что никакого транспортного коллапса в окрестностях Южной автостанции не было и нет, там вообще не бывает заторов. На всякий случай обзвонил всех знакомых, работающих в том районе и вынужденных ежедневно проезжать мимо нее. Ни один из них не смог вспомнить, когда в последний раз ему приходилось стоять в пробке на подъезде к Южной. «Нет, иногда случается, — рассказывает товарищ, — что притормозишь, пропуская маршрутку или автобус, выезжающие на трассу. Но это полминуты максимум. Некоторое время назад заторы на этой трассе действительно были. Но не здесь, а в ста метрах от кольца в районе Школы механизации. Там поставили киоск, торговали шаурмой и курами-гриль, столики с навесами поставили. Место оказалось очень популярным, машины там в несколько рядов стояли, и поэтому метров 200–300 от кольца приходилось буквально ползти. Но потом эту точку закрыли, думаю, по инициативе работников ГИБДД, и с тех пор от кольца и до Южного поста пробки вызваны другими причинами. Слушай, может, ты перепутал, и речь о Северной автостанции идет? Вот там действительно полная вакханалия, постоянный коллапс».

В социальных сетях новая инициатива мэра вызвала активную реакцию. Люди пытаются понять логику этого решения. Рабочих версий всего две: земля под автостанцией кому-то приглянулась и появилась возможность ее выгодно продать; продолжается передел собственности. Вот несколько цитат из комментариев под постами на Фейсбуке о переносе Южной автостанции. «Там хотят строить многоэтажки или очередные магазины»; «Место для очередного дома нашли. Скоро ходить негде будет»; «Лучше Северную переносите, больше пробок из-за нее»; «Перенесите мэрию и Белый дом с площади! Пробок меньше станет»; «Смысл в ненасытности и отсутствии времени, ведь АРГ скоро покинет пост»; «Списание денег очередное»; «Просто передел»; «Директор автостанции Магомед с Пархоменко. Вот и ответ»; «Сразу в Дербент перенесите уже))»; «А почему не Северную?»; «По сравнению с Акушинского там нет коллапса»; «А чего, она теперь в центре города оказалась?»; «Будет за городом, за такси придется платить, как за маршрутку до Дербента. Маразм крепчает»; «Умное никогда им в голову не придет».
Скорее всего, право на существование имеют обе высказанные версии — после того как владельцем новой автостанции станет кто-то из «своих», место под старой вполне можно будет выгодно продать. Вообще, передел собственности в Махачкале — это отдельная тема, изобилующая криминальными историями, в которых есть сюжеты на любой вкус — убийства, поджоги, наезды и прочие приметы нашего непростого времени. Но главный передел осуществляется в высоких кабинетах, где ни в кого не стреляют, никому не выкручивают рук и в углу не стоят канистры с бензином.

Здесь просто подписываются бумаги «в интересах» простых горожан, которые задним числом вдруг узнают, что у них, оказывается, есть некие интересы, связанные с тем или иным объектом, приглянувшимся команде, которая сегодня рулит в городе. И в итоге виноватым по-любому окажется Эффенди Капиев, который своевременно не озаботился оформлением «зеленки».

В связи с решением о переносе Южной автостанции у меня к мэрии Махачкалы всего один вопрос. Зачем город потратил десятки миллионов рублей на разработку генерального плана? Вы что, просто «распилили» это бабло с московскими архитекторами, чтобы впоследствии положить этот никому не нужный документ в самый дальний ящик стола? Если нет, почему этот генплан не работает? Почему продолжается уплотнение дворов, которое в генплане не предусмотрено по определению? Почему принимаются неожиданные решения о переносе тех или иных объектов, никак не связанные с положениями генплана? И когда, наконец, сообщения пресс-службы мэрии о новых проектах будут начинаться с одной и той же фразы: «Согласно генплану…»?

Новое дело

ЧИТАЙТЕ В СЕРОМ ЖУРНАЛЕ:

Сотрудники ФСБ не задержали председателя собрания депутатов Кизлярского района Абаса Кебедова
Дело Саида Амирова. Интервью на "Эхо Москвы" 22 февраля 2016 г.
ЕСПЧ обязал Россию выплатить Саиду Амирову 15 тысяч евро и отправить на лечение
Состав Народного собрания Дагестана 6-го созыва
О чем Абдулатипов умолчал в письме Путину
Интервью Османа Кадиева «Советскому спорту»
Неизвестные рвали и жгли Коран в мечети Бахчисарая
Иск Написат Джамалудиновой к уполномоченному главы РД Алибеку Алиеву
Полиция ищет братьев-дагестанцев, устроивших стрельбу в Нижневартовске и тяжело ранивших девушку