Кто «заказал» директора завода «Авиаагрегат» Гаирбека Гамзатова?

Вечером 21 апреля 2016 года генеральный директор ОАО «Авиаагрегат» Гаирбек Гамзатов сопровождении людей в штатском вышел из своего служебного кабинета и пропал. Ни республиканские СМИ, ни власти и даже МВД никак не отреагировали на это событие. Руководитель предприятия, выполняющего оборонные заказы, исчез. Только через сутки коллектив предприятия узнал, что гендиректор находится в Ессентуках в СИЗО. Как выяснилось, он задержан по ч. 4 ст. 159 (мошенничество в сфере предпринимательства). А 28 апреля местный суд арестовал Гамзатова на два месяца.

«Авиаагрегат» Гаирбек Гамзатов

«Авиаагрегат» Гаирбек Гамзатов

Рабочие завода «Авиаагрегат» наперебой рассказывают эту свежую детективную историю. Они обратились в Дагестанский штаб ОНФ и ко мне как к активисту Общероссийского народного фронта, просят помочь в судьбе своего гендиректора, заявляют, что «его арестовали по надуманному обвинению».

«Накануне на заводе они провели митинг и выразили протест против преследования гендиректора завода. Гаирбека Гамзатова задержали «якобы за мошеннические действия и хищение бюджетных средств, но это все беспочвенное обвинение», — заявил один из организаторов митинга председатель Совета директоров завода Сайпула Пирилов.

Рабочие предприятия в недоумении, по их словам, «Гамзатова подозревают в том, что он растратил государственные деньги, выделенные на проведение определенных работ на заводе», но завод не имел и не имеет никаких взаимоотношений с бюджетом.

«За последние 10 лет предприятие даже на развитие не получало ни рубля бюджетных ассигнований», — утверждают они.

«Гаирбек Абдулкаримович уже почти 30 лет трудится на предприятие. Кстати, мы сами в 90-е годы его избрали гендиректором, он в те лихие годы спас завод от рейдеров и около тысячи человек сохранили рабочие места. Теперь ему «шьют» дело», — говорят рабочие-акционеры.

Бывший Махачкалинский машиностроительный завод, а ныне акционерное общество «Авиаагрегат» более 30 лет на российском рынке. Успехи предприятия были отмечены на многих Международных выставках и конкурсах. Инженеры предприятия в свое время участвовали в высокотехнологичной программе «Буран». Впервые в России инженерами ОАО «Авиаагрегат» создано уникальное изделие — электроусилитель рулевого управления. Изделие разработано ОАО «Авиаагрегат» по заказу Волжского автомобильного завода и защищено патентом Российской Федерации.

Сегодня предприятие – крупный производитель аэродромного оборудования и спасательных средств. По данным официального сайта «Авиаагрегата», продукция завода поставляется по 120 авиационным адресам внутри страны и на экспорт — в Индию, Китай, Германию, Венгрию, Аргентину. Всего в 40 стран мира.

«В последние годы коллектив предприятия интенсивно работал над реализацией перспективного инвестиционного проекта по организации автосборочного производства малотоннажных грузовых автомобилей фирмы «ЧАНА». Этот проект, по оценке экспертов, для дагестанской промышленности мог бы стать настоящим экономическим прорывом, способным существенно пополнить бюджет республики и создать тысячи новых рабочих мест. Одновременно с автомобильным проектом завод включился в программу импортозамещения. Сейчас на заводе мы готовимся к серийному производству СР-10 — двухместного учебно-тренировочного самолета: он должен заменить устаревшие чешские L-29в ВВС России. Первый в России самолет, созданный без единой импортной детали, уже принят на испытания», — рассказывает заместитель генерального директора предприятия Аким Кулиев.

По словам Кулиева, два года назад появился шанс запустить оба эти жизненно важных для завода проекта сразу. Тогда «Авиаагрегат» искал средства для закупки современных станков с числовым программным управлением (ЧПУ). Для обновления парка станков нужны были примерно четверть миллиарда рублей. Когда «Авиаагрегат» получил положительное заключение Минпромторга России на «китайские автомобили», глава РД Рамазан Абдулатипов публично заявил, что завод в рамках реализации этого проекта получит гарантии республики по кредиту в размере 500 млн. рублей. Это было в 2014 году. Увы, надежды завода на получение гарантий не оправдались. Как писали республиканские газеты, в последний момент предприятие из списков получателей республиканских гарантий без объяснения причин исключили. «Таким образом, завод ни рубля из казни не получал и поэтому непонятно о хищении каких бюджетных средств идет речь», — говорит Аким Кулиев.

На вопрос: кто же «шьет» дело гендиректору «Авиаагрегата»? — рабочие завода выдвигают несколько версий. По одной из них, Гаирбека Гамзатова «прессуют» из-за контрольного пакета акций. Накануне задержания он якобы был приглашен в Белый дом и там состоялся разговор об уступке его доли акций, даже предлагали какие-то деньги, но, как утверждают представители завода, гендиректор отказался от «заманчивого» предложения.

Мне кажется, более правдоподобной другая версия. Некоторые акционеры уверены, что алчные республиканские чиновники давно положили глаз на землю, которая закреплена за предприятием. Это лакомый кусок в центре города – более 20 гектаров. В этой связи вспоминается трагическая судьба другого дагестанского завода — «Дагэлектромаш», который в советские годы поставлял мощные электросварочные агрегаты в полмира. Он располагался недалеко от «Авиагрегата». Тогда роковую роль в его судьбе сыграла именно дорогая земля. Рабочих этого предприятия выкинули на улицу, землю застроили высотками, а известный в стране и мире завод уничтожили. Так в Дагестане начиналась «новая индустриализация». Ни руководство «Дагэлектромаша», ни руководство республики не спасли предприятие.

Впрочем, пока все это – версии, как и обвинение о мошенничестве, выдвинутое предварительным следствием против Заслуженного машиностроителя РФ. Факт пока один – гендиректор сидит в Ессентуках в СИЗО. Коллектив «Авиаагрегата» обратился в Генеральную прокуратуру, рабочие требуют заменить генеральному директору депутату Махачкалинского Городского собрания Гаирбеку Гамзатову меру пресечения — арест на подписку о невыезде. Участники прошедшего на заводе митинга считают арест слишком суровой мерой для статьи вменяемой гендиректору. Они предупреждают, что многие жизненно важные проекты завода, которые сейчас на стадии реализации, под угрозой срыва. Могут быть провалены контракты на поставку военно-технической продукции, а завод, может, повторить печальную судьбу «Даглектромаша».

Надеюсь, в этом уголовном деле правоохранительные органы не выступают орудием возмездия «казнокрадов-козлов» (как любит говорить господин Абдулатипов). Надеюсь также, что общество скоро получит исчерпывающие объяснения по этой истории от соответствующих структур. А пока прошу считать этот материал официальным обращением к Главе Дагестана, Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей и к Генеральному прокурору РФ.

Алик Абдулгамидов,
член Регионального штаба Общероссийского народного фронта

Новое дело