Руководство «Дагдизеля» — фигуранты судебных дел

Государство спасает от долгов каспийский завод «Дагдизель», а в это время его директора – бывший и действующий – фигурируют в судебных хрониках.

Одно из крупнейших предприятий российской оборонки, производитель торпед для подлодок и другой военно-морской спецтехники – каспийское ОАО «Завод «Дагдизель» – в последние годы не раз оказывалось на грани банкротства. По итогам 9 месяцев 2015 года дебиторская задолженность предприятия составила 4,3 млрд рублей, в том числе порядка 630 млн рублей – перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами. Большую часть долга перед бюджетом взяло на себя государство – в конце декабря прошлого года глава правительства Дмитрий Медведев подписал распоряжение о перечислении заводу «Дагдизель» на эти цели из федерального бюджета 577 млн рублей. Деньги направят предприятию в рамках программы развития отечественной промышленности.

Между тем государство владеет лишь 38 процентами акций предприятия (через госхолдинг Концерн «Морское подводное оружие — Гидроприбор», в состав которого «Дагдизель» вошел в 2008 году), еще 37 процентов акций у коллектива, 25 процентов – непривилегированные (как правило, неголосующие) акции. Об этом менеджменту «Дагдизеля» и руководству Дагестана в феврале 2015 года напомнил вице-премьер правительства Дмитрий Рогозин. «Предприятие…имеет госпакет акций 38%. Как вы будете решать эту задачу (модернизации)? Либо за счет частных собственников, которые имеют контрольный пакет, но я сильно в этом сомневаюсь», — заметил тогда вице-премьер. Он также обратился к властям региона и Северо-Кавказского федерального округа, отметив, что если они рассчитывают «провести модернизацию за счет федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса», то необходимо думать о том, чтобы возвращать государству контроль над заводом…

Пока государство на средства федерального бюджета спасает от налогового бремени «Дагдизель», менеджмент стратегического предприятия работает, похоже, на карман собственный. Таковы предположения не только представителей СМИ, но правоохранительных органов, военной прокуратуры. Сейчас на заводе идет спецпроверка, а дела, фигурантами которых являются бывший и действующий гендиректоры предприятия, рассматриваются в судах Каспийска и Москвы.

В сентябре 2015 года в Каспийский горсуд было направлено уголовное дело бывшего гендиректора завода Николая Покорского (возглавлял «Дагдизель» с 1996 года, избирался депутатом Народного собрания Дагестана) о злоупотреблении полномочиями на 500 млн рублей. По данным Главного управления МВД по Северо-Кавказскому федеральному округу, Покорский в бытность гендиректором «Дагдизеля» в 2008 году, злоупотребив своими полномочиями, заключил договор с компанией ООО «Мосэкспо-Металл» – на утилизацию продукции. При заключении контракта Покорский, по мнению следователей, действовал в интересах своего сына, так как знал, что субподрядчиком в утилизации выступит организация ЗАО «Дагдизель-Плюс», одним из собственников которого и является сын. Более того, по версии следствия, «Дагдизель» мог и самостоятельно справиться с операцией «утилизация». В результате действий гендиректора Покорского компания «Мосэкспо-Металл» получило выручку и неправомерное агентское вознаграждение на сумму свыше 500 млн рублей. В то время как интересам ОАО «Завод «Дагдизель» и государства был нанесен ущерб. Он выразился в виде недополученных доходов на сумму более 500 млн рублей, потере возможности владеть и распоряжаться высоколиквидными активами, а также в лишении возможности начислять и выплачивать дивиденды основному акционеру ОАО – государству.

Николай Покорский несколько лет назад покинул свой директорский пост, а в 2011 году он занял кресло советника гендиректора «Дагдизеля». Однако и нынешнее руководство завода в лице Рауля Ильясова (ранее возглавлял компанию связи «Транснет») уже оказалось в центре финансового скандала. На 16 февраля этого года в 9-м Арбитражном суде Москвы назначено заседание, в котором один из фигурантов дела – ОАО «Завод «Дагдизель». С прошлого года руководство завода пытается добиться от судей признать незаконным предписание, выданное предприятию Межрегиональным управлением Федеральной службы по оборонному заказу по Южному федеральному округу (МРУ Рособоронзаказа по ЮФО) в ноябре 2014 года. Суд первой инстанции – Арбитражный суд Москвы – в конце октября 2015 года отказал в удовлетворении требований «Дагдизелю».

По информации из открытых источников, в октябре-ноябре 2014 года сотрудники МРУ Рособоронзаказа по ЮФО и военной прокуратуры Северного флота проверили исполнение «Дагдизелем» государственного контракта от 30 декабря 2013 года. Согласно контракту между Минобороны РФ (МО РФ) и заводом, последний должен был выполнить работы «в обеспечение восстановления технической готовности изделий УСЭТ-80 (торпеды для подводных лодок – Ред.) с установлением нового назначенного срока службы 6 лет». Завод брал на себя обязательства выполнить ремонт специзделий до 25 сентября 2014 года. Стоимость контракта – 99, 8 млн рублей с НДС. Как говорится в определении Арбитражного суда Москвы, деньги завод получил в полном объеме.

В ходе проверки были выявлены различные нарушения, допущенные при исполнении госконтракта. В частности, к документу было оформлено допсоглашение, по которому «Дагдизель» должен был выполнить ремонт трех торпед в объеме на собственное усмотрение и с обязательной заменой электродвигателя ДП-31У на электропривод ЭПВ-390. «При этом ДП-31У, в отличие от электропривода ЭПВ-390, не содержит в себе электронно-компонентной базы и является одной из надежных составных частей торпеды», — отмечается в материалах суда. Решение о замене электродвигателя на электропривод, по мнению суда, «имеет цель увеличение цены работы», что в итоге привело к «неэффективному расходованию денежных средств МО РФ на общую сумму около 15 млн руб.». В материалах суда также отмечается, что, по мнению разработчика торпеды концерна «ПМОГидроприбор», «в ходе ремонта двигателя ДП-31У необходимо лишь произвести смазку или замену подшипников с заменой щеток, что послужит исключению неэффективного расходования бюджетных средств».

В ходе проверки сотрудники МРУ Рособоронзаказа по ЮФО и военной прокуратуры Северного флота выявлены и другие нарушения при исполнении госконтракта, об устранении которых руководство завода должно было отчитаться перед Рособоронзаказом до 25 февраля 2015 года.

Руководство завода, однако же, обратилось в суд и потребовало признать предписание проверяющих незаконным.

Подчеркнем, что документы в рамках контракта с Минобороны подписаны действующим гендиректором ОАО «Завод «Дагдизель» Р. Ильясовым.

В биографии «Дагдизеля» последних лет были и другие суды, уголовные дела. К примеру, возбуждалось уголовное дело о покушении на мошенничество при выполнении гособоронзаказа на выпуск торпед в 2011 году. В 2013 году после иска военного ведомства о невыполнении оборонного заказа в арбитражный суд Москвы контракт был расторгнут, средства возвращены Минобороны. По решению суда в декабре 2014 года судебные приставы арестовали большую часть движимого и недвижимого имущества «Дагдизеля».

Справка: Завод «Дагдизель» (с 1995 года – ОАО) построен в дагестанском Каспийске в 1930-е годы и сразу был ориентирован на выпуск торпед для подлодок. В середине 20 века на заводе освоили также производство дизелей.

Евгений Крюков

Источник