Валоризация пенсий необходимость проведения реформы

Вообще валоризация это пересчет стоимости чего-либо в сторону повышения, если же речь идет о валоризации в отношении пенсий, то это пересчет стоимости прав пенсионеров.

Этот процесс касается тех прав, которые были получены гражданином до 2002 года, то есть в тот период, когда при подсчете пенсионных выплат учитывались только размер трудового периода на официальной основе и средняя зарплата.

При обсуждении процесса валоризации встречается такое понятие, как конвертация, это процесс перевода пенсионных прав гражданина в капитал, размер которого и будет подвергаться изменениям в результате валоризации.

Важно также отличать данное понятие от перерасчета и индексации, в принципе, все три термина обозначают изменение социальных выплат (обычно в сторону повышения), однако они вызваны разными причинами и имеют разные принципы. Например, индексации распространяются на все трудовые пенсии, а перерасчет обычно просят произвести сами граждане, если считают, что способ подсчета их пенсии был не самым выгодным.

Суть процесса

Касается валоризация только трудовых дней до 2002 года. Это вызвано тем, что в 2002 году произошла пенсионная реформа, согласно которой пенсия стала вычисляться на основании страховых отчислений работодателем в размере 22% от заработной платы работника. Это повлияло на пенсии людей, трудившихся в годы Советского Союза, в сторону резкого уменьшения размеров социальных выплат государством.

С 2010 года реформа валоризации вступила в силу, и пенсии были откорректированы, учитывая трудовой стаж граждан до 2002 года, пересчет производится ПФР самостоятельно.

Пенсии увеличиваются не менее чем на 10%, к которым прибавляется по 1% за каждый отработанный год до 1991 года, люди, имеющие стаж до 2002 года, еще не вышедшие на социальное обеспечение государством, также получат прибавку, однако ее размер получается не столь значителен.

Кроме прочего, размер надбавки зависит также и от условий труда и региона, в котором гражданин трудился. Соответственно, при условии, что условия труда были вредными для здоровья и жизни, а также если трудился человек в районах Крайнего Севера или приравненных к нему, то коэффициент будет выше, больше процентов прибавки, и в итоге размер самой пенсии также выше. В среднем, получается, что один год в таких районах равен году работы в обычных условиях.

Получается, что сумма надбавок для каждого человека индивидуальна, но в среднем можно говорить о том, что размер прибавки составил 700-1700 рублей, в основном он зависит от количества официально проработанных лет в период до 1991 года. Схема простая: чем больше трудовой стаж, тем выше прибавка.

Процесс валоризации осуществляется ПФР, а значит, гражданину нет необходимости лично обращаться и писать заявление. Однако если у гражданина имеются документы о дополнительных периодах труда, которые не были учтены ранее, или он считает необходимым произвести расчет по иной схеме, нежели была использована ранее, то для решения этих вопросов необходимо лично подойти в отделение ПФ. Таким образом, пенсия гражданина, который имеет трудовой стаж до 2002 года, будет зависеть от следующих величин:

  • Стаж работы до 1991 года.
  • Стаж в период 1991-2002 год.
  • Общий стаж работы, включающий все периоды трудовой деятельности гражданина.
  • Пенсионные баллы, полученные после реформы 2002 года.

Необходимость проведения реформы

Пенсия гражданина сейчас складывается из двух частей:

  1. Страховая начисляемая всем гражданам без исключения, зависит от стажа работы, средней заработной платы и некоторых показателей, которые могут увеличить ее размер, работа в особых условиях, работа в районах Крайнего Севера и приравненных к нему, периоды особого социального значения (декрет по уходу за ребенком, служба в армии).
  2. Накопительная зависит от начислений гражданином или его работодателем, которые производятся в обязательном порядке в периоды официального трудоустройства, а также гражданин может совершать дополнительные взносы на свое усмотрение.

Изначально пенсии граждан, вышедших на пенсию до 2002 года, и тех, кто вышел позже, не сильно различались, но позже из-за сильного влияния накопительной части пенсии на общий размер социальных выплат разрыв увеличивался, причем граждане, не работавшие после 2002 года, имели пенсии значительно ниже. Поэтому возникла необходимость проиндексировать пенсионные отчисления граждан, имеющих стаж до 2002 года, эта процедура доступна абсолютно всем, кто официально трудился в этот период.

До 2002 года учитывался лишь стаж работы на официальной основе и средний заработок. Причем период для определения значения средней зарплаты гражданин может выбрать самостоятельно:

  • Либо за весь период труда.
  • Либо за 5 лет, взятых подряд, в которые у гражданина была наивысшая заработная плата.

Индексация это пересчет пенсии в зависимости от появления новых данных или учета тех, что не были учтены, а также пересчет пенсии по просьбе гражданина в случае, если он считает, что иной способ скажется на его социальных выплатах более положительно, нежели тот, что был применен. Проводятся государством и ежегодные индексации.

Все надбавки, что были начислены за трудовые периоды (имеющие официальное подтверждение существования) до 2002 года, подвергаются индексациям и прочим повышениям наравне с основной пенсией, так как автоматически становятся ее составляющей.

Таким образом, получилось примерно сравнять пенсии всех граждан. Стаж после 2002 года не подвергался отдельной валоризации, так как все эти особенности были учтены при общем расчете пенсионных выплат.

Порядок проведения валоризации пенсий

Для получения надбавки в результате процесса валоризации необходимо иметь хоть какой-то стаж в период до 2002 года или документы, подтверждающие его наличие, если этот стаж не учитывался ранее. Итак, получить эту прибавку имеют возможность следующие категории граждан:

  • Граждане, которым были назначены пенсии:
    • трудовые,
    • назначенные в связи с потерей кормильца,
    • начисленные в связи с получением инвалидности,
    • по достижению пенсионного возраста.
  • Военные пенсионеры граждане, которые получают страховую пенсию.
  • А также граждане, которые еще не вышли на обеспечение государством, то есть будущие пенсионеры, которым будет назначена трудовая пенсия.

Валоризация производится лишь с тем пенсионным капиталом, который был получен до 2002 года, она не распространяется на размер всей пенсионной выплаты.

Формула для вычисления размеров дополнительных пенсионных выплат в процессе валоризации:

Расчетный пенсионный капитал (то есть тот, который был приобретен гражданином до 2002 года)*общий процент валоризации (10% плюс по 1% за каждый отработанный год в этот период)*суммарный коэффициент всех изменений пенсионных выплат, что были произведены государством в период с момента выхода на пенсию и до января 2010 года/число месяцев, в течение которых ожидается произведение выплаты пенсии.

Узнать значение последней переменной можно отсюда:

Временной период выхода на государственное обеспечение Ожидаемый период выплат
Весь 2002 год 144 месяца
Весь 2003 год 150 месяцев
2004 год 156 месяцев
2005 год 162 месяцев
2006 год 138 месяцев
2007 год 174 месяца
2008 год 180 месяцев
2009 год 186 месяцев
2010 год 192 месяца
2011 год 204 месяца
2012 год 216 месяцев
2013 год и последующие года 228 месяцев

Таким образом, можно заметить, что каждый предполагаемый период пенсионных выплат увеличивается на полгода, последние годы после проведения пенсионной реформы это значение не меняется и равно 19 годам.

Скорее всего, размер выплат, полученный самостоятельными расчетами, будет несколько отличаться от реальной выплаты, однако разница будет совсем незначительной.

Прочтите также:  Выселение и снятие с регистрационного учета
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь в уголовном праве и правосудии, помощь квалифицированных юристов