Какое наказание понесёт виновный и как потерпевшему получить возмещение, если при ДТП причинён ущерб здоровью

Исходя из реалий современной жизни, на первом месте среди орудий преступления по количеству покалеченных судеб и жизней уверенно обосновались транспортные средства. Каждый день случаются сотни аварий, а это тысячи пострадавших и погибших. Без лишних преувеличений стоит отметить, что основными виновниками становятся не сами транспортные средства как таковые, а те, кто ими управляет. В Российской Федерации происходит огромное количество ДТП с участием людей в состоянии алкогольного опьянения, детей, женщин и стариков, и по этому показателю Россия одна из «лидирующих» в мире. Целью настоящей статьи является демонстрация того, чем может обернуться подобная ситуация для водителя автомобиля, который стал участником дорожно-транспортного происшествия, как квалифицируется это деяние, как осуществляется возмещение причинённого вреда, а также какая ответственность ждёт виновного.

Причинение и возмещение вреда здоровью тяжкой, средней и лёгкой степени при ДТП

Административная ответственность

Логично было бы начать с наиболее мягкой формы ответственности — административной. Из названия статьи уже можно предположить, что степень причинённого вреда подразделяется на три вида: лёгкая, средняя и тяжкая. Первые два вида (лёгкий и средний) относятся к административному праву, и ответственность за подобное деяние квалифицируется по статье 12.24 КоАП РФ, положения которой заключаются в следующем:

  1. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение лёгкого вреда здоровью потерпевшего, влечёт наложение административного штрафа в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет.

Лёгкий вред здоровью в рамках рассматриваемого преступления и смежных ему заключается в кратковременном ухудшении (расстройстве) здоровья, характеризующемся также незначительной стойкой утратой общей трудоспособности.

Как видно из положений части 1, предусмотрено два вида наказания:

  • штраф,
  • лишение прав.

Наказание - лишение прав

В качестве пояснения стоит привести следующие примеры:

Пример 1. Гражданка «А», находясь на парковке у одного крупного магазина и пытаясь выехать, перепутала педаль газа и тормоза, вследствие чего совершила наезд на гражданина «Б», который как раз в это время проходил мимо её автомобиля. В результате наезда гражданин «Б» отделался лёгким испугом, а также несколькими синяками и порванной курткой.

Здесь же стоит пояснить, что вся тема рассматривается с учётом одной неизменной составляющей – ДТП, и соответственно причинение вреда происходит не умышленно, в ином случае деяния бы подлежали квалификации по соответствующим степени причинённого ущерба статьям уголовного кодекса (111, 112, 115). В приведённом примере, несмотря на то, что логичнее было бы лишить прав такого горе-водителя, чтобы обезопасить других пешеходов, но на основе судебной практики можно с большой долей вероятности утверждать, что гражданка «А» отделалась бы только штрафом. Возможно, это нелогично, но всё же справедливо.

Пример 2. Гражданин «В», находящийся на той же парковке, что и в примере выше, тоже начал выезжать со своего парковочного места. Игнорируя необходимость обращать внимание на зеркало и поглядывать по сторонам, гражданин «В» резко выезжает задним ходом, при этом по касательной задевает пожилую женщину «Г», в результате удара и падения пострадавшая получила растяжение икроножной мышцы и разбила тару с покупками, которую несла в руках. Виновник ДТП находился за рулем в нетрезвом состоянии и, понимая, что ответственность наступит нешуточная, поспешил скрыться с места аварии, но, благо, сотрудники охраны увидели произошедшее по камерам видеонаблюдения и заблокировали выезды до приезда сотрудников полиции.

По данному примеру оптимальное наказание для виновника будет заключаться в полной сумме предусмотренного штрафа и в лишении права управлять автомобилем вследствие его нахождения за рулём в нетрезвом состоянии и попытке скрыться от ответственности.

Наказание за легкий вред

  1. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, влечёт наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Степень средней тяжести характеризуется неопасным для жизни, но длительным расстройством здоровья, сопровождающимся утратой в незначительной степени общей трудоспособности. Соответственно, степень причинённого ущерба определяется результатами судебно-медицинской экспертизы, которая и выносит вердикт о том, связана ли полученная травма с риском для жизни человека и не скажется ли она на возможности заниматься трудовой деятельностью.

Следует обратить внимание, что в рамках ст. 12.24 КоАП РФ предполагается только потеря общей трудоспособности, без учёта профессиональной. То есть вывихнутая или ушибленная рука может негативно сказаться на трудовой деятельности скрипача, при том на длительное время, но на общую трудоспособность данная травма не оказывает подобного влияния.

Уголовная ответственность

Для того чтобы виновник ДТП понёс уголовную ответственность, степень причинённого вреда здоровью должна быть тяжёлой (тяжкой), т. е. имеется риск для жизни человека, нарушена работа каких-либо органов, в том числе их полная потеря (например, ампутация), прерывание течения беременности, обезображивание, психологическое расстройство, а также утрата общей трудоспособности более, чем на 30%.

В Уголовном кодексе под подобное преступление выделана статья 264:

  1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается ограничением свободы на срок до трёх лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.

Как видно из ч. 1, выделено два вида обстоятельств: 1-ый – это движение автомобиля, к примеру, выезд на встречную полосу, 2-ое – это эксплуатация ТС, например, перевозка пассажира-инвалида в необорудованном ТС. При этом под движением понимается период от фактического начала езды до момента остановки ходовой части. Если же ТС вышло из строя и владелец, буксируя его вручную, допускает наезд на человека, то квалификация по данной статье неправомерна, здесь более уместным будет применением положений ст. 268 УК РФ.

Также следует понимать, что если владелец ТС допустил передачу права вождения лицу, которое или находилось в состоянии алкогольного опьянения, или же просто не имело возможности в соответствии с законными требованиями управлять машиной, то действия лица, которое передало управление, будет рассматриваться именно в связи с нарушением правил эксплуатации транспортного средства.

Что касается тяжести наказания, то максимально предусмотрено 2 года лишения свободы, что с учётом действующей иерархии категорий преступлений признаётся нетяжким деянием.

  1. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершённое лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается принудительными работами на срок до трёх лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет либо лишением свободы на срок до четырёх лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет.

В данной части как раз и присутствуют обстоятельства, описанные выше, когда владелец транспортного средства передаёт управление другому человеку, находящемуся в нетрезвом состоянии. Квалификация действий владельца будет осуществляться по ч. 1, а нетрезвого водителя по ч. 2.

  1. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается принудительными работами на срок до четырёх лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет.

Стоит повторить, что данные положения относятся только к неумышленным деяниям. Если бы у виновного присутствовал умышленный мотив на причинение тяжкого вреда здоровью, и это впоследствии привело к смерти человека по неосторожности, то квалификация бы осуществлялась по ч. 4 ст. 111 УК РФ, с большим возможным наказанием — до 15 лет лишения свободы.

  1. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершённое лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет.

Как видно, в ч. 2 и 3, а забегая вперёд, и в ч. 6, состояние алкогольного опьянения является квалифицирующим обстоятельством, из-за его возможного допущения более опасного общественного деяния в силу невозможности полностью контролировать свои действия.

Отягчающие обстоятельства при ДТП

  1. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет.

К сожалению, на зимний период года приходится наибольшее количество случаев дорожно-транспортных происшествий, оно и логично, так как дорога становится скользкой, видимость ухудшается, сказывается халатность и/или неопытность водителя в подобных ситуациях и т. п.

Например, не единичный случай из судебной практики:

Четверо молодых людей вечером 1 января 2017 года, после весёлого времяпрепровождения, решили покататься на автомобиле. В этот день погода оставляла желать лучшего из-за сильного снегопада и плохой видимости на дороге, но это не смутило вышеупомянутую компанию. Двигаясь со скоростью, существенно превышающей разрешённую, и громко слушая музыку, гражданин «Д», находящийся за рулём, ненадолго отвлёкся от дороги и обернулся к окликнувшему товарищу сзади. Из-за секундной невнимательности водитель пропустил и не заметил предупреждающий знак о ведущихся впереди ремонтных работах и о сужении дороги. В результате чего автомобиль на полном ходу врезался в припаркованный, со знаком сужения дороги, автомобиль ремонтных служб. Последствия данной аварии ужасны: двое пассажиров с заднего сиденья, которые не были пристёгнуты, погибли на месте, пассажир, находящийся справа от водителя, сломал руку и несколько рёбер, а сам водитель отделался парой синяков и царапин.

Итак, налицо множество нарушений правил дорожного движения, да и банальных правил безопасности за рулём со стороны водителя, которые и привели к таким ужасным последствиям.

  1. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершённое лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается лишением свободы на срок от четырёх до девяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет.

Данная часть указывает, в том числе и на то, что лицо, допустившее за руль человека в нетрезвом состоянии, что привело к массовым жертвам, несёт уголовную ответственность в той же степени, что и сам виновник. Вообще наказание за нахождение в пьяном виде за рулём ТС со стороны многих подвергается критике. По мнению большинства, наказание в случае с человеческими жертвами должно быть не в меньшей степени, нежели за умышленное убийство, так как лицо осознаёт преступность своего нахождения за рулём, а соответственно и степень общественной опасности, но умышленно игнорирует это.

Смерть при ДТП

Особенности преступления

Бытует такое мнение, что в ДТП всегда виноват водитель, и стоит отметить, что в подавляющем большинстве случаев это именно так. Например, плохая видимость не должна смягчать наказание и степень виновности, так как лицо, управляющее ТС, было обязано учесть это обстоятельство и выбрать подходящий скоростной режим, который обезопасил бы и его самого, и других участников дорожного движения. Необходимо понимать, что в рассматриваемом деянии также должна присутствовать причинно-следственная связь, которой в принципе не может быть, если нарушение существующих норм было допущено самим потерпевшим.

Например, в последние годы участились случаи с подставными ДТП. Выглядят они примерно так:

Гражданин Иванов следовал на своей машине в черте города с небольшим превышением разрешённой скорости. Когда он, подъезжая к перекрёстку, притормаживал у пешеходного перехода, на капот авто Иванова запрыгнул гражданин «Е» и всячески своим видом показывал, что его сбили, благо у Иванова всё это время работал видеорегистратор.

Наверняка многим знакомы такие подставщики из видеороликов, гуляющих в сети Интернет. Исходя из приведённого примера, если бы не имеющиеся неопровержимые доказательства в качестве видео, то невиновность Иванова было бы достаточно проблематично доказать, так как у подобных мошенников всегда имеются подставные свидетели, и в таком случае следовало полагаться только на результаты следствия и экспертиз. Принимая во внимание действующие нормы, причинная связь имеет место, даже когда и не было физического взаимодействия.

Предположим ситуацию, когда ТС вылетает на встречную полосу, а одна из машин, пытаясь увернуться, врезается в столб или дорожный отбойник, или вообще сбивает человека на обочине. Виновником будет являться именно водитель, выехавший на полосу встречного движения, а уже именно это создало для водителя, сбившего человека, обстоятельства крайней необходимости, так как он, повинуясь инстинктам самосохранения, попытался спасти себя и своих пассажиров.

Именно при такой ситуации обстоятельства крайней необходимости будут характеризоваться ещё и невозможностью принять взвешенное решение из-за фактического отсутствия времени на его принятие.

Возмещение

Конечно, потерпевшая сторона имеет абсолютно законное право требовать возмещения причинённого ущерба, который может исчисляться из недополученной прибыли от заработной платы в результате потери трудоспособности, в возмещении средств, потраченных на лечение, или в размере суммы, потраченной на погребение погибшего человека. Предусмотрено два вида причинённого вреда — это моральный и имущественный. Исходя из самого названия, понятно, что под моральным вредом понимается возникшая стрессовая ситуация, которая неблагоприятно влияет на общее состояние человека и причиняет психологическое страдание. Второй же вид обуславливается физической потерей реальных или предполагаемых материальных благ, это, к примеру, вышеупомянутая потеря заработной платы.

По сути, эти два вида являются продолжением друг друга, так как моральный вред – это последствие возникновения имущественного. Это может проявляться в качестве невозможности в полной мере материально обеспечивать свою семью из-за утраты трудоспособности, что приводит к возникновению депрессивного состояния. Следует понимать, что решение о возмещении моральной составляющей – это право суда, а не обязанность, это необходимо учитывать для того, чтобы в полной мере доказать, что потерпевший действительно стал жертвой не только в физическом плане, но и претерпел и психологические страдания.

Сумма компенсации также не определена законом. Потерпевший имеет право указать любую сумму, которая, на его взгляд, наиболее соответствуют понесённому ущербу, а суд уже будет учитывать все имеющиеся в деле обстоятельства и в случае решения в пользу потерпевшего определит и размер компенсации, но с учётом своего личного мнения и возможностей виновного.

Взыскание моральной компенсации

Заключение

Принимая во внимание всё вышесказанное и все приведённые примеры, следует ещё раз отметить, что любое транспортное средство – это общественно опасное орудие, оно как огнестрельное оружие в неумелых руках, в любой момент может выстрелить. Правила придумали не для того, чтобы их нарушать, как бы там кто так ни думал. Соблюдение действующих законных норм обезопасит не только третьих лиц и окружающих, но и непосредственно вас и ваших близких.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь в уголовном праве и правосудии, помощь квалифицированных юристов
Adblock
detector