Статья 156 УК РФ о неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего

В воспитании детей и подростков важно проявлять специальное воспитание, правомерность которого должна находиться в законодательной области. Если родители или их заменяющие лица не исполняют обязанности по воспитанию ребенка, применяется ст 156 УК РФ. В ней говорится о наказаниях и сроках за совершенные преступления. Вид ответственности зависит от обстоятельств, при которых были выяснены погрешности или отклонения от закона в воспитании ребенка.

О чем статья УК?

Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего или их ненадлежащее воспроизведение наказывается законом. В статье 156 одна часть, в которой говорится, что обязанности по воспитанию накладываются на родителей или заменяющее их лицо. К последним относятся педагогические работники или работники прочих образовательных организаций, медицинских учреждений, организаций, оказывающих социальные услуги, либо иные учреждения, которые обязаны осуществлять надзор.

Изложение и основные положения

жестокое обращение с детьми

Статья 156 Уголовного кодекса РФ гласит, что если неисполнение обязанностей происходит с жестоким обращением с несовершеннолетним, то применяются наказания в виде штрафа, обязательных, исправительных или принудительных работ, лишение должности или права вести деятельность, свободы.

В каких случаях применяется, виды наказаний и сроки

Если родители или заменяющие их лица не выполняют или выполняют ненадлежащим образом обязанности по воспитанию ребенка, их наказывают следующими видами ответственности:

  • штраф до 100 тысяч рублей или зарплата за год,
  • обязательные работы на 440 ч,
  • исправительные работы на 2 года,
  • принудительные работы, лишение свободы на 3 года,
  • лишение должности на 5 лет.

Комментарии к статье 156

Опасность преступления заключается в причинении вреда нравственному, духовному и психическому развитию ребенка.

неуважение достоинства

Комментарии к статье:

  • В статье 1 часть, которая закрепляет основной состав. Деяние относится к преступлениям небольшой тяжести.
  • Основной объект – отношения, возникающие при воспитании несовершеннолетнего. Факультативный объект – честь, достоинство, здоровье.
  • Объективная сторона – отсутствие или ненадлежащее выполнение обязанностей по воспитанию, если деяние совершено с жестоким обращением.

Это может выражаться в отсутствии заботы о развитии, воспитании, неуважении достоинства, игнорировании интересов.

Объективная сторона может исполняться в виде действия или бездействия. Жестокое обращение проявляется в насилии, угрозе насилия, оскорблении, содержании под замком, в клетке, на цепи. Квалификация исключается, если обращение повлекло за собой смерть или вред здоровья. Действия виновного при этом квалифицируются по статьям 105, 109, 11-112, 115, 117-118.

Прочие комментарии к статье:

  1. Состав формальный. Преступление закончено в момент жестокого обращения с несовершеннолетним. Субъективная сторона – вина в форме прямого умысла. Мотивы и цели не имеют значения.
  2. Субъект специальный – родитель или другое лицо, которое обязано воспитывать несовершеннолетнего. Это может быть педагог, воспитатель, другой работник по надзору за детьми.
  3. Другой работник – не обязан по закону воспитывать детей, но обязан осуществлять за ним надзор.
  4. Объективная сторона может быть также выражена в форме бездействия. Например, лицо совсем не исполняет обязанности по воспитанию несовершеннолетнего.

причинение вреда здоровью

Жестокое обращение может быть выражено в форме физического и психического насилия. Физическое – побои, ограничение свободы, истязание, причинение вреда здоровью любой степени. Если совершение насилия более тяжкое, чем указано в статье, то необходима квалификация по совокупности. Психическое насилие – унижение, оскорбление, высмеивание, угрозы, травля, запугивание.

Иные недопустимые методы воспитания – лишение питания, медицинской или иной помощи.

Что показывает судебная практика по данной статье?

Статья за жестокое обращение с детьми применяется часто, потому что, к сожалению, все больше людей не знают, как воспитывать ребенка. Этому способствует низкая образованность, отсутствие времени на развитие детей.

Примеры судебной практики:

  • Гражданка М. родила 3 детей с разницей в год между каждым от разных сожителей. Она являлась социально неблагонадежной, проживала в бараке, находилась на учете в полиции за грабежи и пьянство. При проведении комиссии по надсмотру за детьми, об отсутствии воспитания которых жаловались соседи и воспитатели детского сада, выяснилось, что они содержались в ужасных условиях. М. постоянно их била, за провинность лишала еды и воды. Суд лишил ее материнских прав, приговорил к лишению свободы на 3 года. Детей передали на воспитание в детский дом.

как воспитывать ребенка

  • Гражданин К. воспитывал сына в одиночку после того, как его жена погибла в автокатастрофе. Учительница заметила, что на руках мальчика постоянно появляются синяки. На ее расспросы тот отвечал, что упал. Она не поверила и обратилась в полицию. Выяснилось, что К. регулярно бил мальчика за любую провинность, оставлял одного в квартире на все выходные. Следствие завело дело. На суде выяснилось, что К. психически невменяем. Его отправили на принудительное лечение, а мальчика в детский дом.
  • Гражданка Г. работала в детском доме воспитателем. Она не поощряла долгие прогулки воспитанников по вечерам, иногда за это била мальчиков и таскала за волосы девочек. При проверке работы дома воспитанники сообщили об этом. Г. сначала не сознавалась, но потом призналась. После проведения судебного расследования Г. лишили права заниматься воспитательной деятельностью и приговорили к 2 годам лишения свободы.

Какие решения чаще всего выносятся по статье?

По статье 156 Уголовного кодекса Российской Федерации чаще выносятся обвинительные решения. Это связано с тем, что плохое обращение с несовершеннолетними общественно опасно, а потому стоит оградить преступников от общения с детьми. В 2017 по статье проходило 1045 дел, из которых всего 1 человек был оправдан. Остальные были наказаны: 36 лишились свободы, 48 получили условное лишение свободы, 2 – ограничение свободы, 332 – штраф, исправительные – 194 человека, обязательные – 384. 13 были признаны невменяемыми и отправились на принудительное лечение в соответствующие учреждения.

Что чаще всего является отягчающими и смягчающими обстоятельствами?

В статье о жестоком обращении с детьми не указаны отягчающие и смягчающие обстоятельства. Следует знать, что само по себе жесткое обращение уже является поводом для заведения уголовного дела. Смягчить наказание могут общие положение – раскаяние, сотрудничество со следствием, психическая невменяемость, беременность женщины. Чаще эти обстоятельства не применяются.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь в уголовном праве и правосудии, помощь квалифицированных юристов
Adblock
detector