Злоупотребление и превышение должностных полномочий в УК РФ

Уголовный закон определяет много разновидностей преступлений. Они могут быть направлены против личности, жизни и здоровья, против собственности и других прав, гарантирующих Конституцией. Одним из самых серьезных нарушений считается преступление против государственной власти. Разновидностью этого злодеяния является злоупотребление должностными полномочиями, наказание за него регламентирует статья 285 УК РФ.

Общие понятия о злоупотреблении полномочиями

Государство является неким механизмом, в котором все составляющие должны работать слажено. Для слаженной работы механизма, определенным лицам государство дает больше полномочий, нежели остальным, но использовать это преимущество человек должен только в интересах государства.

злоупотребление полномочиями

К большому сожалению, все чаще наблюдаются корыстные мотивы в действиях высокопоставленных чиновников, которые вместо того чтобы действовать в интересах страны, действуют в своих интересах и интересах своих близких.

Злоупотребление полномочиями определяется как ряд активных действий, которые хоть и связаны с осуществлением прав и возложенных обязанностей, но не были вызваны служебной необходимостью и противоречили установленному порядку.

Превышение должностных полномочий ст. 285 УК РФ не описывает, регламентирует это понятие ст. 286 УК РФ. Очень много людей путают понятие «злоупотребление» и «превышение», хотя на самом деле, разница огромная:

  1. Злоупотребление – это действие, которое субъект нарушения может осуществить в рамках свих полномочий. Примером злоупотребления полномочиями будет выдача водительского удостоверения человеку, не сдавшему экзамен.
  2. Превышение –это действие, которое выходит за рамки полномочий субъекта, но он может его совершить в силу определенных обстоятельств. Примером превышения будет эта же выдача прав, но только не начальником, а его замом без соответствующего разрешения.

Обязательным критерием для привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 285 УК РФ является наличие материального ущерба. Последствия злодеяния могут исчисляться в денежном эквиваленте или вмещать в себе другой вред, исходя из степени тяжести и влияния должностного лица.

Для того, чтобы привлечь к ответственности нарушителя, необходимо точно определить круг служебных полномочий. Как правило, они регламентируются соответствующим нормативным актом или уставом организации. Наказать чиновника можно, только если злоупотребление полномочиями осуществлялось в корыстных мотивах. Если противоправное деяние осуществлялось для устранения опасности, угрожающей личности или охраняемым интересам общества, то такое деяние может быть признано крайней необходимостью.

Не считается преступным деяние, которое осуществлялось должностным лицом по приказу вышестоящего по должности чиновника. То же самое касается случаев злоупотребления своими привилегиями, которые не имеют корыстного мотива. Если подобная ситуация имеет место, то действия чиновника будут квалифицированы, как дисциплинарный проступок, и уголовной ответственности не повлекут.

Состав преступления

Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями наступает исключительно при наличии квалифицирующего состава. Объектом правонарушения выступают общественные отношения, которые обеспечивают нормальное функционирование отдельных государственных структур и государства в целом.

состав преступления

Объективная сторона может заключаться в трех основных признаках:

  • совершение деяния или бездействие вопреки интересам службы,
  • последствия, которые наступили вследствие нарушения чиновником прав и законных интересов граждан,
  • определение причинно-следственной связи между деянием конкретного чиновника и наступившим неблагоприятным последствием.

С субъективной стороны преступление данного вида характеризуется прямым или косвенным умыслом. То есть чиновник осознает, что использует свои полномочия не по назначению и этим самым вредит государственным отношениям, тем не менее желает наступления последствий или относится к ним безразлично. Нарушение закона, регламентируемое статьей 285 УК, подразумевает наличие специального субъекта. Им может выступать совершеннолетний вменяемый человек, занимающий определенную должность.

Должностное преступление УК РФ считает оконченным в момент, когда чиновник совершил активное действие или бездействовал. И это направлено против интересов службы, что привело к наступлению негативных последствий. Если последствия отсутствуют, то уголовная ответственность не наступает.

Этот тип преступления очень часто определяется в совокупности с другими нарушениями. К примеру, если чиновник злоупотреблял обязанностями с целью завладения чужой собственностью, это нарушение будет рассматриваться в совокупности со статьей о мошенничестве или хищении государственного имущества.

Учитываются также утяжеляющие вину обстоятельства, которые могут отображаться в причинении смерти по неосторожности, длительном приостановлении работы предприятия, аварии и самоубийствах, произошедших вследствие злоупотребления полномочиями.

Ответственность за преступление

Статья за незаконное обогащение 285 УК РФ, влечет за собой наказание в виде ареста на 6 месяцев и выплаты штрафа от 100 до 200 минимальных зарплат. Самым тяжелым наказанием по первой части 285 статьи считается лишение свободы на срок до 4 лет. В большинстве случаев после привлечения к ответственности за злоупотребление полномочиями субъект лишается права занимать высокопоставленные должности.

ответственность за преступление

Иначе выбирается санкция для чиновников, занимающих государственные должности, ведь своими поступками они задевают честь страны и вызывают недоверие к государству. Им за злоупотребление властью назначают лишение свободы до 7 лет и штраф от 500 минимальных зарплат.

Преступления с квалифицирующими признаками наказываются тюремным сроком до 10 лет с обязательством компенсировать ущерб государству или определенным гражданам. Если вследствие злоупотребления полномочиями чиновник присвоит государственное имущество, оно подлежит конфискации.

На практике злоупотребление полномочиями прослеживаются в любой из сфер деятельности. Примеры из практики:

  1. Директор школы из личной заинтересованности не преподавал предмет за ним закрепленный, а дал учителям указание выставлять детям оценки без проверки знаний. Директор может быть привлечен к ответственности по ст. 285 УК и получит в качестве наказания штраф.
  2. Преступлением с утяжеляющим составом считают незаконную приватизацию главой сельсовета части государственной земли, которую он в конечном итоге продал, а вырученные деньги отправил не в казну, а себе в карман. За подобные действия глава сельсовета будет лишен свободы на срок 5 лет с конфискацией имущества и лишением права занимать руководящую должность до 3 лет.
  3. Примером служебного бездействия будет умышленное неизъятие работником исправительной колонии у заключенного мобильного телефона, который является запрещенным предметом, с целью получения вознаграждения от родственников. За подобное действие инспектор будет привлечен к дисциплинарному взысканию, а если вознаграждение он получит, то заплатит штраф и в последствие будет уволен. Если же инспектор не обращает внимания на неподобающее поведение заключенного, которое повлекло за собой серьезные последствия, к нему будет применяться более строгая санкция. Могут назначить лишение свободы на срок до 7 лет, в зависимости от обстоятельств служебного бездействия.

Соблазн улучшить свое материальное положение за счет государства присутствует практически у каждого чиновника, но мириться с подобным явлением не стоит. Столь суровое наказание за нарушение прямых обязательств обусловлено стремительным развитием коррупции среди недобросовестных госслужащих и рядовых чиновников. В лице государства все граждане равны, и прямым обязательством законодателя является пресечение случаев «паразитирования» одних над другими.

Обязанность каждого законопослушного гражданина – донесение до правоохранительных органов информации о злоупотреблении чиновниками своими полномочиями в корыстных целях. Только общими усилиями граждан и работников правоохранительных органов в стране можно побороть коррупцию. Привлечение к ответственности нерадивых чиновников должно быть публичным, ведь только так остальные получат пример и побоятся преступать закон, добросовестно выполняя свои прямые обязанности, исключительно в интересах общественности.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь в уголовном праве и правосудии, помощь квалифицированных юристов
Adblock
detector