Оформление обходного листа при увольнении: особенности процедуры

Обходной лист при увольнении

Понятие «обходной лист» не закреплено в законодательстве РФ. На практике ни одно увольнение не обходится без передачи дел и заполнения этого бланка. Разберемся на практике в необходимости этого документа, процедуре оформления и последствиях при отказе заполнения.

Обходной лист при увольнении: для чего он нужен

Этот документ необходим для внутреннего документооборота предприятия и является доказательством, что сотрудник выполнил свои обязательства при уходе.

Как правило, обходной лист при увольнении нужен для подтверждения:

  • работник передал рабочие документы, а также текущее состояние своих обязанностей приемнику или руководителю отдела,
  • возврата имущества предприятия в целости, например, оргтехники и т. д.,
  • прекращения использования сотрудником корпоративных преимуществ, а также информационных ресурсов предприятия.

Обязательно ли подписывать документ?

Если у работника возникают сомнения стоит ли подписывать обходной лист, важно понимать, что этот документ не несет юридической силы. На практике работодатель может настаивать на заполнении листа, указывая на невозможность взыскания с сотрудника в дальнейшем материальной ответственности.

Рекомендуем подробно изучить все пункты обходного листа. Если они не противоречат общепринятым нормам составления, документ можно подписывать.

Это позволит разойтись с работодателем мирно, что особенно актуально, если не вся зарплата начислялась в белую. Ведь в случае конфликтных ситуаций, будет выплачена лишь официальная часть.

Предприятие не имеет права взыскать с сотрудника недостачу после увольнения, так как подписанный обходной лист не имеет юридической силы.

Как происходит процедура оформления обходного листа?

Этот документ внутрикадровой отчетности не имеет унифицированной законодательством формы, а значит может составляться на усмотрение организации. Для прохождения этой процедуры необходимо получить экземпляр в отделе кадров и собрать подписи указанных в документе сотрудников.

Чтобы к моменту увольнения полностью пройти всю процедуру, стоит попросить экземпляр бланка заранее (например, за 2 недели). Указанные подразделения необязательно подписывать в порядке следования в бланке.

Форма

Зачастую этот документ составляют на листе формата А4, в котором указываются следующие пункты:

  1. Ф. И. О. увольняемого сотрудника,
  2. должность,
  3. наименование организации-работодателя,
  4. дата увольнения,
  5. дата последнего рабочего дня (зачастую, совпадает с датой увольнения),
  6. таблица для отметок с указанием ответственных лиц (Ф. И. О. и должность) или подразделений,
  7. отметка о выдаче трудовой книжки.

Образец обходного листа

Кто должен поставить отметку в обходном листе?

Каждый из указанных в бланке сотрудников или подразделений должны поставить отметку об отсутствии претензий к увольняющемуся. Чаще всего в документе фигурируют:

  1. непосредственный начальник,
  2. менеджер по персоналу (кадровик),
  3. бухгалтер,
  4. завхоз,
  5. сотрудник отдела безопасности.

В зависимости от специфики предприятия перечень лиц может дополняться.

Если в бланке указаны сотрудники, отметка от которых необязательна для конкретной специальности, заполнить эту графу может непосредственный руководитель или кадровик.

Образец обходного листа

Скачать образец обходного листа можно по ссылке.

Что делать, если не подписывают?

Сотрудники предприятия отказываются подписать

Если должностные лица отказываются подписывать обходной лист в связи с занятостью или иными причинами это влечет за собой задержку выдачи трудовой книжки и зарплаты. Согласно ст. 140 ТК РФ работодатель обязан в последний день работы сотрудника выдать ему трудовую книжку и расчитать.

При отсутствии подписанного обходного листа (вне зависимости от причины) такая задержка неправомерна и нарушает ТК РФ. Сотрудник имеет законное право привлечь Трудовую инспекцию к решению вопроса.

В случае недостачи

Если во время обхода была обнаружена недостача работодатель вправе взыскать материальный ущерб согласно ст. 137 ТК РФ. Размер такого возмещения зависит от установленных трудовых отношений. Если сотрудник подписывал договор о полной материальной ответственности, то недостачу он обязан возместить в полном размере (ст. 138 ТК РФ). В иных случаях, согласно ст. 139. ТК РФ, компенсация не может быть больше средней зарплаты работника.

Если недостача была обнаружена после увольнения сотрудника, предприятие не может требовать компенсацию.

Если сотрудник отказывается возмещать материальный ущерб в процессе увольнения, организация имеет право требовать компенсацию через суд.

Отказывается увольняющийся сотрудник

Если сотрудник наотрез отказывается подписывать обходной лист при увольнении, следует задуматься о мотивах такого поступка. Конечно, он имеет законное право отказаться от этой процедуры, так как юридического обоснования для этого нет.

Правда, стоит до момента увольнения и расчета провести инвентаризацию и убедиться в целости материального имущества, ведь после увольнения недостача возляжет на работодателя.

Срок хранения документа

Не существует требований о сроке хранения бланка. За норму принято брать стандарты делопроизводства, согласно которым такие документы хранятся 3 года. Либо обходной лист прикладывают к личному делу уволившегося сотрудника и хранят вместе с ним в установленном порядке.

Законодательная база

  • Ст. 137 ТК РФ — определяет ограничение удержаний из заработной платы.
  • Ст. 138 ТК РФ — регламентирует ограничение размера удержаний из заработной платы.
  • Ст. 139 ТК РФ — определяет порядок исчисления средней заработной платы.
  • Ст. 140 ТК РФ — указывает сроки расчета при увольнении.

Прочтите также:  Каким должен быть трудовой стаж для выхода на пенсию?
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь в уголовном праве и правосудии, помощь квалифицированных юристов