Наказание по ст 319 УК РФ оскорбление представителя власти

Законодатель относит оскорбление представителя власти, связанное с осуществлением им своих полномочий к преступлениям, направленным против порядка управления. Санкция в данном составе альтернативная -от штрафа до исправительных работ, субъект – должностное лицо, обличенное властью, но процесс доказывания вины подозреваемого лица зачастую осложняется рядом особенностей, анализ которых может привести к переквалификации действий преступника по иной статье УК РФ.

Состав преступления

Представители власти, выполняя возложенные на них функции, могут быть подвержены воздействию извне, которое выражается как в словесном публичном оскорблении, так и причинении вреда их жизни и здоровью.

Статья 319 УК РФ предусматривает состав, при котором виновное лицо наносит моральный вред потерпевшему посредством совершения оскорбительных действий. Для квалификации деяния подозреваемого по данной статье, должны быть соблюдены одновременно 3 условия:

  • публичность оскорбления,

  • потерпевший &#8212, представитель власти,

  • мотивы деяний преступника связаны с исполнением должностных обязанностей потерпевшего (вне зависимости от момента совершения, когда он непосредственно их исполнял или находился на отдыхе).

Субъектом в данном составе является вменяемое лицо, от 16 лет и старше.

Объект преступления – нормальная работа органов власти. Опасность данного состава для общества заключается в подрыве авторитета действующей власти, посягательстве на честь и достоинство конкретных должностных лиц, нарушении порядка работы государственного органа и т.д.

Законодатель в ст. 318 УК РФ уточняет, что потерпевшим в данном составе является представитель власти, к которым могут быть отнесены следующие должностные лица:

  • правоохранительных (например, полиция, прокуратура) или контрольных органов (например, Счетная Палата),

  • иные должностные лица, которые имеют возможность осуществлять распорядительные полномочия в отношении граждан и организаций, не находящихся в их подчинении (например, речь идет о законодательных органах, а конкретнее, о членах Совета Федерации).

Для справки! К представителям власти в контексте ст. 319 УК РФ не могут быть отнесены судьи, так как их оскорбление квалифицируется по ст. 297 УК РФ.

Объективная сторона преступления заключается в публичном оскорблении должностного лица, совершенное в момент исполнения им своих полномочий.

Чтобы действия виновного лица были квалифицированы как публичные, они должны отвечать следующим признакам:

  • быть совершены в присутствии хотя бы одного свидетеля, не имеющего отношения к оскорбляемому,

  • результат виновных действий должен быть доведен до сведения публики.

Например, речь может идти об оскорбительном видеоролике, выложенным в сеть Интернет. При этом неважно, как именно было осуществлено оскорбление: устно, письменно, жестами.

Оскорбление представляет собой действия, направленные на унижение чести и достоинства личности, которое должно быть выражено в неприличной форме.

Состав преступления является формальным, деяние считается оконченным с момента, когда были совершены оскорбительные действия.

Субъективная сторона – прямой умысел. Уголовная ответственность по статье наступает вне зависимости от мотивов подозреваемого, так как он осознает, что своими действиями наносит вред и имеет место быть причинно-следственная связь между нанесенным оскорблением и исполнением потерпевших своих должностных обязанностей (например, месть за отказ в оформлении документов). Оскорбление обязательно должно выражаться в неприличной, нецензурной форме, то есть действия или слова нарушают общепринятые нормы морали в обществе.

Ответственность за оскорбление

Уголовная ответственность

Санкция статьи 319 УК РФ альтернативная, что позволяет суду индивидуализировать наказание за оскорбление в зависимости от степени вины и обстоятельств совершенного деяния.

Рассмотрим каждый вид ответственности подробно:

  1. Штраф от 40 до 60 тыс. руб. либо в размере дохода осужденного за 3 месяца. Несмотря на то, что законодатель вывел данный состав в отдельную статью, он признает, указывая относительно небольшой размер штрафа, невысокую общественную опасность совершенного деяния.

  2. Обязательные работы – не более 360 часов.

  3. Исправительные работы – не более 1 года.

При выборе наказания судьи учитывают, в том числе, наличие смягчающих или отягчающих обстоятельств. Речь идет о раскаянии и признании своей вины обвиняемым, а также активном содействии расследованию преступления.

Статья 319 УК РФ не предусматривает дополнительной ответственности при рецидиве. Законодатель предпочел установить верхние границы размеров наказания для того, чтобы у суда был выбор.

Особенности доказывания

Несмотря на то, что законодатель довольно четко формулирует признаки состава преступления по ст. 319 УК РФ, доказательственная база должна быть построена на объективных данных. Главными особенностями преступления является его латентный характер и пересечение ряда квалифицирующих признаков с иными составами, предусмотренными УК РФ. Поэтому для следствия важны следующие моменты:

  1. Наличие/отсутствие физического воздействия на представителя власти.

  2. Временные рамки совершения преступления (оскорбление представителя власти при исполнении возложенных на него обязанностей или в период его отсутствия на службе, но при обязательном занятии должности).

  3. Публичность действий. На это прямо указал Верховный суд РФ в своем определении от 14 ноября 2006 г. N 11-Д05-103. По материалам уголовного дела Х. оскорбил сотрудника полиции при исполнении им своих полномочий в вытрезвителе в присутствии санитарки. Суд не усмотрел элемента публичности и потому квалифицировать действия Х. по ст. 319УК РФ отказался.

  4. Мотивы подозреваемого. Если речь идет о хулиганских мотивах, то квалификация производится либо по ст. 20.1 КоАП РФ, либо по ст. 213 УК РФ.

  5. Последствия совершенного оскорбления. Они должны заключаться в унижении чести и достоинства представителя власти.

Таким образом, оскорбление представителя власти должно носить публичный характер и связано с осуществляемой им деятельностью. Несмотря на отсутствие в санкции такого наказания как лишение или ограничение свободы, относительно небольшие суммы штрафа, законодатель не декриминализует данное деяние, потому как защита интересов государственной власти, авторитета должностных лиц на сегодняшний день, является одной из приоритетных задач.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь в уголовном праве и правосудии, помощь квалифицированных юристов
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: