Планирование, подготовку, развязывание или ведение агрессивной войны: состав и ответственность

Существует множество различных преступлений, за которые в положениях Уголовного Кодекса Российской Федерации установлена ответственность и наказание. Их наиболее опасные и массовые формы прописаны в главе 34 и относятся они к преступлениям против мира и безопасности человечества. Да, именно с такой формулировкой законодательство нашей страны рассматривает подобные деяния, а о степени ответственности за их совершение и пойдёт речь в настоящей статье.

Наказание за планирование, подготовку, развязывание или ведение агрессивной войны

Общие положения

В силу того обстоятельства, что война подразумевает ведение масштабных военных действий, которые охватывают не одно государство, объектом данного преступления выступает мирное сосуществование государств. Так как уже было упомянуто выше, что война всегда несёт масштабные последствия, существует множество международных нормативно-правовых актов осуждающих подобные поступки, и устанавливающие ответственность за их совершение. Одним из таких актов является «Пакт Бриана — Келлога», он же более известный как «Парижский пакт».

В августе 1928 года министром иностранных дел Франции Аристидом Брианом и госсекретарём США — Фрэнком Биллингсом Келлогом был подписан данный пакт, устанавливающий договорные обязательства по отказу от ведения военных действий в качестве инструмента/орудия решения национальной политики. «Парижский пакт» был подписан 27 августа представителями 15 государств, к которым позже присоединились и все остальные действующие страны. После чего было заключено ещё множество договоров, пактов, кодексов и прочих документов о взаимном ненападении, недопустимости агрессии и т. п.

Но, как известно из дальнейшей истории, никакие международные договоры и соглашения не обеспечивают сохранность и исполняемость достигнутых обязательств.

Ведение военных действий

Уголовный Кодекс

От международных соглашений следует перейти к положениям действующего уголовного законодательства в России. В рамках Уголовного Кодекса РФ имеется статья под номером 353, состоящая буквально из четырёх строк, а именно:

  1. Планирование, подготовка или развязывание агрессивной войны — наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет.
  2. Ведение агрессивной войны — наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

К сожалению, такое понятие как «война» знакомо практически всем, но вот понятие «агрессивная война» знакомо далеко не всем.

Прочтите также:  Организация и призывы к массовым беспорядкам в УК РФ

В 1974 году статьёй 1 Резолюции 3314 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН было дано разъяснение данного понятия, которое заключается в следующем: «Агрессивная война — это применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций, как это установлено в настоящем определении».

Правила ведения войны

В связи со всем вышеприведённым стоит отметить, что объективная сторона рассматриваемого преступления заключается в трёх альтернативных вариантах:

  1. «Планирование». Охватывает любые поступки, направленные на решение организационных вопросов, необходимых для осуществления реализации преступления, например:
    • разработка планов (стратегических, финансовых, тактических) и инструкций,
    • определение сроков ведения боевых столкновений (операций),
    • привлечение наёмного штата,
    • осуществление дислокационных мероприятий,
    • определение мест нанесения ударов и т. п.
  2. «Подготовка». В отличие от вышеприведённой стадии, этап подготовки носит наиболее открытый характер и поступки, осуществляемые в данном случае, характеризуется следующим:
    • скрытое или открытое увеличение численности войск,
    • стягивание (передислокация) боевой силы к границам другого государства,
    • осуществление мероприятий, направленных на провокацию вооружённых столкновений,
    • отправка диверсионных групп,
    • приобретение оружия и техники, в том числе предназначенные для массового уничтожения живой силы.
  3. «Развязывание». В вышеупомянутой ранее Резолюции 3314 в статье 3 дано довольно избыточное разъяснение поступков, квалифицируемых в качестве данного этапа:
    • вторжение или нападение вооруженных сил одного государства на территорию другого государства или любая военная оккупация. При этом не носит ключевого значения временные интервалы этих мероприятий,
    • любые формы аннексии территории обороняющегося государства,
    • бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия одним государством против территории другого государства,
    • блокада портов и берегов государства вооруженными силами другого государства, нападение вооруженных сил одного государства на сухопутные, морские или воздушные силы и флоты другого государства,
    • нападение вооруженных сил одного государства на сухопутные, морские или воздушные силы и флоты другого государства, применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или продолжение пребывания по прекращению действий соглашения,
    • предоставление государством территории другому государству для совершения агрессии против третьего государства,
    • засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, равносильные вооруженной агрессии.
  4. «Ведение». Данный этап, по сути, это прямое продолжение развязывания агрессивной войны.

Соответственно, приведённый перечень не является исчерпывающим и к ним могут быть отнесены и другие акты проявления агрессии.

Особенности ведения войны

Состав части 2 предполагает непрерывность совершения рассматриваемого злодеяния. Для лиц, не участвовавших в деяниях, предусмотренных частью 1, данные положения квалифицируются как самостоятельное преступление, а для тех, кто непосредственно участвовал в планирование, подготовке и развязывании войны рассматривается как квалифицирующий признак. Конечно же, обычные рядовые граждане не могут взять и объявить войну другому государству, что создаёт наличие особого субъекта в вышеприведённых положениях. Ими могут быть только лица, которые наделены конституционным правом на решение подобных вопросов, а перечень должностей и имеющихся полномочий устанавливается:

Федеральным законом от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», Указами Президента РФ от 11.01.1995 N 32 «О государственных должностях Российской Федерации», а также ФЗ от 31.12.2005 N 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы.

Публичные призывы

Принимая во внимание особую опасность реализации данного деяния, крайне важно пресекать его совершение ещё на этапе подготовки и призывов, так как подобные замыслы могут быть достигнуты только с определённой поддержкой. А как известно из действующего законодательства, любые публичные призывы на совершение противоправных поступков караются Уголовным Кодексом Российской Федерации. В рамках интересующего нас вопроса за это отвечают положения статьи 354 УК РФ, которые выглядят следующим образом:

  1. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны — наказываются штрафом в размере до трёхсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до трёх лет.

Сразу стоит отметить, что в отличие от статьи 353 УК РФ со специальным субъектом, здесь виновным может быть признано физическое лицо, достигшее возраста 16-ти лет.

Наказание за публичные призывы

По сути, под публичными призывами понимается пропаганда войны, недопустимость которой установлена в ст. 20 Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. Соответственно, объективная сторона состава данного преступления характеризуется любыми деяниями, носящими любую форму публичного призыва развязывания агрессивной войны, а субъективная сторона наличествует прямым умыслом и осознанием незаконности и недопустимости осуществляемых действий.

Например, предположим ситуацию следующего содержания: В городе «Н» проходил масштабный митинг с участием 10 000 человек. Его основная повестка заключалась в несогласии собравшихся с действиями, которые были осуществлены представителями иностранного государства «W». Данные оспариваемые действия носили провокационный характер, целью которых было заставить наше государство ввязаться в боевые действия, заведомо не сулящие ничего хорошего для России. «Негласным рупором воли народа» стал некий гражданин «А», исполняющий обязанности генерального директора в коммерческой корпорации «N», занимающейся довольно сомнительным видом деятельности. Данный гражданин, встав за трибуну на городской площади, используя громкоговоритель стал всячески накалять обстановку и призывать собравшихся, а также административный состав государства развязать агрессивную войну по отношению к провокаторам. В ходе своего выступления гражданин «А» не раз говорил, что другого исхода, кроме активных боевых действий для решения поставленных проблем и вопросов попросту нет, что поддержало огромное количество митингующих.

Необходимо понимать, что, несмотря на схожесть данного состава с преступлением в виде подстрекательства, данные действия не могут образовывать совокупную квалификацию. Подстрекательство характеризуется точечным воздействием на определённое лицо или круг лиц, осуществляемым с целью привлечения их к совершению противозаконного поступка. А так как публичные (открытые) призывы всегда ориентируются на количественный критерий, что признаки подстрекательства просто отсутствуют.

  1. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, — наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Часть 2 наличествует квалифицирующими признаками в виде принадлежности виновного лица к государственным должностям или использования в качестве инструмента для большего охвата аудитории средств массовой информации. Очень важно понимать, что ответственность по ч. 2 ст. 354 УК РФ несут не только лица, которые непосредственно высказали публичный призыв в СМИ, но и граждане, непосредственно участвовавшие в подготовке материала и давшие разрешение на его выпуск в эфир.

Заключение

В заключении следует сказать о том, что благодаря человечности и нетерпимости к военным действиям, которые в некоторой степени продиктованы историческими событиями ХХ века, в России отсутствует судебная практика по делам, квалифицируемым по статье 353 УК РФ.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь в уголовном праве и правосудии, помощь квалифицированных юристов