Неисполнение приказа как вид уголовно-наказуемого преступления

Несмотря на наличие каких-либо должностей или отсутствия оных, рано или поздно каждому человеку приходится столкнуться с необходимостью выполнить чей то приказ, распоряжения или просьбы. Это может быть основано на абсолютно законных или добровольных основаниях, а может быть продиктовано отсутствием иного выбора, что создаёт ситуацию крайней необходимостью. Если в гражданской сфере невыполнение приказа, в основном, несёт возникновение лишь незначительных гражданско-правовых последствий, например, штрафные санкции между непосредственным руководителем/работодателем и подчинённым/работником, то в военной сфере невыполнение задачи, поставленной вышестоящим руководящим звеном, может привести к ужасающим последствиям, вплоть до причинения смерти или возникновения военных конфликтов. В настоящей статье речь пойдёт о том, какое наказание предусмотрено за неисполнение приказов, складывающихся из установленных порядков воинской подчинённости между командным звеном (начальниками) и подчинёнными, а также о том, какие существуют особенности состава данного преступления.

Ответственность за неисполнение приказа – статья 332 УК РФ

Общие положения

Все, кто тем или иным образом имеет отношение к военной сфере, знают о наличии такого понятия как «единоначалие». В соответствии с положениями Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ и Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ, утвержденных Указом Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 единоначалие — это предоставление командиру (начальнику) всей полноты распорядительной власти по отношению к своим подчинённым, с принятием полноты возможных последствий за действия вверенной ему части, подразделений и каждого подчинённого-военнослужащего. Конечно же, наделение подобными, во многом властными полномочиями возможно только на законных основаниях, и распоряжения, отдаваемые упомянутым звеном «единоначалия», подлежат обязательному выполнению при условии их законности. В вышеупомянутом Уставе в статье 36 предоставлена и законодательное пояснение к основному рассматриваемому термину, в соответствии с этими положениями, под приказом понимается:

распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-нибудь порядок, положение.

Но необходимо понимать, что в то же время на основе «Закона о воинской обязанности» п. 3 ст. 37 —

3. Командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации.

Командиры (начальники), отдавшие указанные приказы (приказания) и распоряжения, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исполнение приказа начальника

Это один из ключевых моментов рассматриваемой статьи, так как, к сожалению, специфика рассматриваемой темы и воинской сферы в целом в рамках отношений руководитель(начальник) — подчинённый иногда и распространяется и на все аспекты жизнедеятельности военнослужащего, но с точки зрения именно руководящего звена, что может привести к существенным квалификационным вопросам.

Например, предположим ситуацию следующего содержания из реальной судебной практики: Гражданин «А», проходящий военную службу по контракту в части «N», был вызван на совещание офицеров и представителей штаба военного округа «B». В ходе данного совещания гражданина «А» и трёх его сослуживцев поставили перед фактом, что они переводятся в миротворческую бригаду для дальнейшего прохождения военной службы. Гражданин «А» в присутствии всех офицеров открыто отказался от выполнения данного распоряжения о переводе, мотивируя это тем, что не давал своего добровольного согласия, что было в последствии подтверждено. В результате данного отказа гражданин «А» был привлечён к несению уголовной ответственности и иным наказательным мерам, имеющимся в военной сфере (дисциплинарное взыскание). Неисполнение данного распоряжение привело к тому, что миротворческий батальон остался неукомплектованным.

Ключевой вопрос — законно ли это. А для того чтобы ответить на него, для начала следует обратиться к положениям Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Уголовный Кодекс

В рамках рассматриваемого преступления ответственность и состав определяется с учётом положения статьи 332 УК РФ, текст которой выглядит следующим образом:

  1. Неисполнение подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке, причинившее существенный вред интересам службы, — наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.

Как видно из части 1, для того чтобы привлечь военнослужащего к несению уголовной ответственности по ст. 332 УК РФ, необходимо наличие причинения существенного вреда интересам службы. В данных положениях, как и во многих иных уголовно-наказуемых деяниях, наличие такого признака причинённого вреда, как «существенность», строго не регламентируется и является индивидуализированным признаком, определяемым в каждой конкретной ситуации индивидуально. Например, это подрыв воинской дисциплины в отдельно взятой части, нарушение порядка выполнения боевых заданий, частичное повреждение или полное уничтожение военного имущества, ущемление прав и законных интересов человека. С применением к ситуации из вышеописанного примера в качестве данного признака может быть причислено нарушение дисциплины, так как отказ от исполнения распоряжения прозвучал при других сослуживцах и офицерами.

Ответственность за неисполнение

Поэтому, на первый взгляд, привлечение к уголовной ответственности гражданина «А» законно, но это только на первый взгляд. Пристальное внимание следует уделить следующей выдержке из части 1 — «Неисполнение подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке», о смысле которой уже было сказано ранее. Держа это в уме, стоит обратиться к пункту 4 Положения о Специальном Воинском Контингенте В Составе Вооруженных Сил Российской Федерации для участия в деятельности и по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности (миротворчество), который заключается в следующем:

Воинский контингент комплектуется на добровольной основе военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящими военную службу по контракту.

Так как в ситуации с гражданином «А» отсутствие добровольного согласия на перевод в миротворческий батальон было подтверждено, то в силу вступает статья 42 УК РФ, которая говорит, что:

  1. Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение.

Следовательно, принимая во внимание всё вышеизложенное, в рамках приведённого примера гражданин «А» на законных основаниях не должен и не будет нести уголовную ответственность по ст. 332 УК РФ. Возвращаясь от проблематики квалификации к основному вопросу рассматриваемой темы следует перейти к части 2 статьи 332 УК РФ:

  1. То же деяние, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а равно повлекшее тяжкие последствия, — наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Данный квалифицирующий состав имеет в своей структуре 4 признака:

  • «групповое преступление, совершённое без предварительного сговора»,
  • «групповое преступление, совершённое на основе предварительного сговора»,
  • «групповое преступление, совершённое в результате деятельности организованной группы»,
  • «повлекшие тяжкие последствия».

Наказание в российской армии

Стоит понимать, что групповое преступление признаётся таковым только если участники его совершения, а это обязательно более 2-х лиц, являются соисполнителями и принимали самое активное участие в неисполнении приказа, а также все они военнослужащему. Данное обстоятельство исключает из субъективного состава по 332 УК РФ гражданских лиц, их привлечение к ответственности по рассматриваемому преступлению возможно только в роли соучастников (организатор, пособник и подстрекатель). Отсутствие предварительного сговора обуславливается активными и осмысленными действиями всех участников группы по неисполнению своих обязанностей, но без наличия в мотивах их действий фактора ранее осуществлённых договорённостей.

Деятельность организованной группы может не наличествовать однотипными и целенаправленными действиями всех участников группы, а могут быть лишь в форме соучастия, при этом квалификация будет исходить только из части 2, минуя при этом статью 33 УК РФ. К рассматриваемым тяжким последствиям можно отнести гибель или причинение вреда здоровью человека, уничтожение множества единиц боевой техники, крупный материальный ущерб. Следует понимать, что в отличие от существенного вреда, в данном случае тяжкие последствия могут достигаться и в следствие неосторожных действий виновного лица.

  1. Неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия, — наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.

По сути, часть 3 — это самостоятельное преступление, предполагающее, что рассматриваемые тяжкие последствия являются следствием небрежного и недобросовестного отношения к своим воинским обязанностям. Возможно предположить, что обоснованность введения ч. 3 продиктовано, в том числе, известной поговоркой: «Небрежный союзник хуже опытного врага». Субъективная и объективная сторона характеризуется теми же основными признаками за исключение умысла виновного лица, который в данном случае отсутствует.

Заключение

В заключение стоит отметить, что система субординации в данной, крайне важной для безопасности страны сфере достаточно запутана. К положениям статьи 332 могут относиться и ситуации при которых два гражданина, имеющих одинаковое звание, в отдельно взятой ситуации находятся в разных подчинённом положении, и один из них может отдавать распоряжения другому, и их неисполнение как раз и будет рассматриваться, как уголовно-наказуемое деяние. К этому принципу относятся и ситуации, при которых распоряжение поступило от лица, не имеющего прямого отношения к «подчинённому», например, когда по долгу службы совместное выполнение обязательств возложено на граждан, которые проходят службу в разных воинских частях, но один из них выше в звании или должности.

Прочтите также:  Рассмотрение уголовного дела в суде по особому порядку
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь в уголовном праве и правосудии, помощь квалифицированных юристов