Ограничение свободы как вид уголовного наказания

Как наверняка многим известно, в России действует множество видов уголовных наказаний, на сегодняшний день вместе со смертной казнью их насчитывается 13. Некоторые из них пришли в уголовное право ещё с давних времён, а другие появились совсем недавно. Так, относительно недавно, в 2010 году, в действие вступила обновлённая мера в виде ограничения свободы осуждённого лица. В иерархическое лестнице строгости этот вид наказания находится ровно посередине – это пункт «з» ст. 44 УК РФ. В настоящей статье и пойдёт речь об особенностях ограничения свободы, о том, кому и за какие деяния оно может назначаться, а также какие предусмотрены максимальные сроки данных ограничений.

Наказание в виде ограничения свободы

Понятие

Ограничение свободы – это введение условий и запретов по отношению к осуждённому, при этом не сопровождаемое физической изоляцией от общества. Как уже было упомянуто выше, это наказание в той интерпретации, в которой оно находится сейчас, начало действовать в 2010 году.

Оно введено Федеральным законом от 27.12.2009 N 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы».

До 2010 года его смысл носил совершенно другой характер и заключался в содержании осуждённого лица в специализированном учреждении под контролем уполномоченных органов, но без изоляции от общества.

Статья и срок

В Уголовном кодексе РФ под рассматриваемую тему выделена статья 53, положения которой заключаются в следующем:

Ограничение свободы заключается в установлении судом осуждённому следующих ограничений:

  • не уходить из места постоянного проживания (пребывания) в определённое время суток,
  • не посещать определённые места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования,
  • не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования,
  • не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях,
  • не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учёбы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осуждёнными наказания в виде ограничения свободы, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При этом суд возлагает на осуждённого обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осуждёнными наказания в виде ограничения свободы, от одного до четырёх раз в месяц для регистрации. Установление судом осуждённому ограничений на изменение места жительства или пребывания без согласия указанного специализированного государственного органа, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования является обязательным.

Согласно ст. 60 УИК РФ надзорным органом выступает уголовно-исполнительная инспекция. В ходе осуществления контроля соблюдения всех предписаний и условий, инспекция вправе прибегать к специализированному оборудованию, перечень которого установлен в Постановлении Правительства № 198, а именно:

  1. Электронный отслеживающий браслет – предназначен для ношения в срок более 3-х месяцев, с предустановленным контролем по несанкционированному снятию и/или вскрытию его корпуса. Электронный отслеживающий браслет
  2. Стационарное контрольное устройство – устанавливается в непосредственной близости (10 – 20 метров) от установленного местонахождения осуждённого, для передачи идентификационных данных и подтверждающих местоположение сигналов с электронного браслета.
  3. Мобильное контрольное устройство – мобильный аналог стационарного варианта, работающий по технологии системы ГЛОНАСС и стандарта GPS.
  4. Ретранслятор – позволяет увеличивать зону покрытия приёма сигналов с браслета.
  5. Трекер – аналог электронного браслета, предназначенный не для длительного ношения (до 3-х месяцев) для дистанционной идентификации осуждённого.

В число их полномочий также входит и возможность без предупреждения нагрянуть с проверкой по месту жительства осуждённого, правда, только не в ночное время суток.

Ограничение свободы назначается на срок от двух месяцев до четырёх лет в качестве основного вида наказания за преступления небольшой тяжести и преступления средней тяжести, а также на срок от шести месяцев до двух лет в качестве дополнительного вида наказания к принудительным работам или лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.

Если с основным всё понятно, ограничения начинают действовать с момента вступления приговора в силу, то с дополнительным видом у многих возникают сложности.

Итак, к примеру, приговор: «ФИО 1 признать виновным по ч. 1 ст.105 УК РФ и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком 15 лет с ограничением свободы в 1 год, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима». В данном случае дополнительная мера для ФИО 1 начнёт действовать с момента освобождения от основного наказания, и неважно, прошло ли 15 лет, или ФИО 1 вышел по УДО, если судом не будет вынесено решение об освобождении от отбывания дополнительного наказания.

В период отбывания ограничения свободы суд по представлению специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осуждёнными наказания в виде ограничения свободы, может отменить частично либо дополнить ранее установленные осуждённому ограничения.

Уголовно-исполнительная инспекция

Соответственно, выбор суда будет зависеть от контекста ходатайства надзорного органа, связано ли оно с подтверждением факта соблюдения требований, раскаяния и осознания вины или, наоборот, о нарушении или недобросовестном исполнении предписаний.

Надзор за осуждённым, отбывающим ограничение свободы, осуществляется в порядке, предусмотренном уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, а также издаваемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

Как уже было анонсировано выше, надзорным органом выступает уголовно-исполнительная инспекция.

В случае злостного уклонения осуждённого от отбывания ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, суд по представлению специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осуждёнными наказания в виде ограничения свободы, может заменить неотбытую часть наказания принудительными работами или лишением свободы из расчёта один день принудительных работ за два дня ограничения свободы или один день лишения свободы за два дня ограничения свободы.

В число данных нарушений входят следующие обстоятельства:

  • в течение года после получения от суда предостережения об абсолютной недопустимости нарушений установленных предписаний осуждённое лицо намеренно или ненамеренно нарушило их,
  • отказ от применения к нему специализированного оборудования, описанного в части 1 и предусмотренного Постановлением Правительства № 198,
  • несанкционированный выезд из предписанной территории и отсутствие более 30 дней,
  • осуждённый не явился в уголовно-исполнительную инспекцию в срок, установленный предписанием согласно ч. 3 ст. 47.1 УИК РФ.

Данное нарушение относится к лицам, которым ограничение свободы было назначено в качестве дополнительного наказания или в качестве замены лишения свободы.

Замена наказания лишением свободы

А время уклонения не учитывается в общий срок.

Ограничение свободы не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Данный список является исчерпывающим.

Практика

Положения статьи 53 УК РФ следует рассмотреть на примере:

Гражданин Иванов совершил преступление по п. «б» ч. 2 ст. 158 УК РФ, за что был приговорён к 3 годам содержания под стражей и 1 году ограничения свободы. По истечении 3-х лет, Иванов, полностью отбыв свой срок, вышел на волю и, согласно установленным нормам, по предписанию суда в течение 5 дней обратился в уголовно-исполнительную инспекцию для получения разъяснения об исполнении наказания. По истечении 2-х месяцев и 3-х дней Иванов допустил грубое нарушение и самовольно покинул пределы города, не отметившись и не оповестив инспекцию в течение 25 дней.

По данному нарушению судом было вынесено предписание о последнем шансе, и в случае повторного нарушения оставшийся срок Иванов будет отбывать снова в «местах не столь отдалённых», а дабы предотвратить такую возможность, было принято решение об использовании электронного отслеживающего браслета. За несколько дней до середины отбываемого срока (5 месяцев и 26 дней), Иванов снимает браслет, о чём, конечно же, становится известно надзорным органам. Судом был вынесен приговор о замене неотбытой части наказания на лишение свободы, с перерасчётом неотбытых дней согласно ч. 5 ст. 53 УК РФ.

Формула выглядит следующим образом: 365 дней – ((5 месяцев + 26 дней) — 25 дней уклонения)): 2 = 107 дней лишения свободы.

Заключение

Несмотря на всю, на первый взгляд, мягкость рассматриваемого вида, на практике срок отбытия этого наказания нельзя назвать лёгкой прогулкой для преступника, особенно для тех, кто получил следящее устройство, так как каждый его шаг будет известен правоохранительным органам.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь в уголовном праве и правосудии, помощь квалифицированных юристов
Adblock
detector